Мистерия Ламмас

Лам­мас — это праз­дник че­лове­чес­кий, его пе­рево­дят, как бу­хан­ка хле­ба, ка­равай хле­ба, а в Шот­ландии его на­зыва­ли «Праз­дник листь­ев». В это вре­мя не толь­ко за­кан­чи­ва­ет­ся сбор уро­жая, но и пти­цы, вес­тни­ки Им­болка, при­летев­шие к нам, на­чина­ют со­бирать­ся в об­ратный путь. Уже не ку­ку­ет ку­куш­ка, она пер­вая по­дава­ла сиг­нал, что приш­ло вре­мя под­ве­дения ито­гов. Но пос­коль­ку рань­ше лю­ди за­нима­лись в ос­новном сель­ско­хозяй­ствен­ным тру­дом, то есть обес­пе­чени­ем са­мого се­бя, сво­его пле­мени, за­паса­ми на гря­дущую зи­му, сим­во­лом под­ве­дения ито­гов был уро­жай. Имен­но по­это­му сим­во­лом Лам­ма­са яв­ля­ет­ся сноп ко­лось­ев, ко­торый ос­тавля­ли на краю по­ля и это был дар ду­хам мес­та.

В день ухо­дяще­го Воз­ду­ха на Ламмас попрощайтесь с летом… Станьте на вершину холма, поблагодарите Мать-Зем­лю за по­лучен­ные и при­нятые да­ры! Ведь скоро не­из­бежно приблизится зи­ма — ско­ро при­дёт вре­мя по­жинать пло­ды сде­лан­но­го. Ведь до воз­вра­щения си­лы Воз­ду­ха в мир яв­ный, ко­торое слу­чит­ся в Им­болк, не бу­дет воз­можнос­ти из­ме­нить уже сфор­ми­рован­ное бу­дущее.

Лам­мас — это праз­дник сбо­ра уро­жая; это подведение итогов. То, что вы наработали, чему научились к этому дню, важно сох­ра­нить, не по­губить и за­щитить до момента пробуждения стихии Воздух.

1-го августа на праздник Ламмас (Лугнасад) мы прощаемся с летом. Сила молодого бога, который проявился на Купало, выходит на испытание, Стихия Воздуха засыпает…

Лам­мас имел свою ри­ту­аль­ную сим­во­лику, ко­торая бы­ла свя­зана с объ­еди­нени­ем лю­дей. Пёк­ся хлеб из пер­во­го уро­жая и пре­лом­лялся вмес­те с дру­гими людь­ми, уго­щались и ду­хи мес­та.

Вто­рое наз­ва­ние — Луг­на­сад, в боль­шей сте­пени, жре­ческo-ма­гичес­кое. Это очень древ­ний праз­дник и наз­ва­ние про­ис­хо­дит с Ир­ландии по име­ни бо­га Лу­га. Это очень уди­витель­ный бог, ко­торый име­ет мно­го об­ра­зов и имен, и яв­ля­ет­ся пов­зрос­левшим Ку­палой. Мож­но ска­зать, что это имен­но он при­шёл ког­да-то к пле­мени Ту­ата де Да­нанн юным уди­витель­ным бо­гом. Его на­зыва­ли бо­гом всех ис­кусств и ре­мёсел.

Про­ис­хожде­ние Лу­га, как опи­сыва­ют нам ле­ген­ды, уди­витель­ное. Его мать —древ­няя бо­гиня, ко­торая име­ла про­ис­хожде­ние от сти­хий­ных пер­во­сил и зва­ли её Эт­линн. Она бы­ла до­черью глав­но­го фо­мора од­ногла­зого Ба­лора. А от­цом был Ки­ан, сын бо­га вра­чева­теля Ди­ана Кех­та из пле­мени бо­гини Да­ну. Ког­да то дав­но фо­мору Ба­лору бы­ло да­но пред­ска­зание, что по­гиб­нет от ру­ки сво­его вну­ка, а пос­коль­ку у не­го в этот мо­мент бы­ла лишь толь­ко дочь, он ре­шил за­точить её в стек­лянной баш­не, на не­оби­та­емом ос­тро­ве и та­ким об­ра­зом обе­зопа­сить се­бя от гря­дущей смер­ти. Но Ки­ан про­ник в баш­ню и от­сю­да ро­дил­ся бог Луг. В Гре­ции мы с ва­ми то­же са­мое най­дём про рож­де­ние Пер­сея. Де­ва, за­точен­ная в баш­не, как Ра­пун­цель, впос­ледс­твии уже в бо­лее поз­днем кель­тском ми­фе, при­сутс­тву­ет прак­ти­чес­ки вез­де. Де­ва — спря­тан­ная зем­ля, зак­ры­тая зем­ля, ко­торая для тех, кто име­ет сей­час над ней власть, яв­ля­ет­ся нес­во­бод­ной. Но она всё рав­но на­ходит спо­соб ос­во­бодить­ся и рож­да­ет то­го, кто дол­жен ро­дить­ся.

Ритуальные игры

В мо­мент праз­дни­ка Луг­на­сад бы­ли ор­га­низо­ваны ри­ту­аль­ные иг­ры, где со­рев­но­вались луч­шие му­жи и ус­тра­ива­ли сос­тя­зания по прин­ци­пу олим­пий­ских игр. Бы­ла своя упо­рядо­чен­ность, как и в олим­пий­ских иг­рах. Со­бира­лись сос­тя­зания каж­дый год, ка­кие-то раз в 3 го­да, ка­кие-то раз в 4 го­да. Олим­пий­ские иг­ры бы­ли пос­вя­щены Зев­су и По­сей­до­ну. Бы­ли ещё па­нафи­ней­ские иг­ры, ко­торые про­ходи­ли каж­дый год и бы­ли пос­вя­щены де­ве Афи­не. Все они по­пада­ли на ко­нец и­юля и на­чало ав­густа.

Сим­во­лика олим­пий­ских игр и ир­ланд­ских ас­сам­блей бы­ла од­на и та же. Цель — выб­рать луч­ше­го. За­чем? Имен­но в этот праз­дник, в ри­ту­аль­ный мо­мент оп­ре­деля­лось, кто из жи­вых дос­то­ин взять в ру­ки копьё Лу­га и нес­ти вмес­то не­го вах­ту влас­ти. По­доб­но Лу­гу он бу­дет про­ходить не­об­хо­димые ис­пы­тания в этом ми­ре, так и в дру­гих ми­рах, по­тому что на Ма­бон, ког­да бу­дет ухо­дить во­да, это­му мо­лодо­му бо­гу пред­сто­ит уй­ти в дру­гие ми­ры за но­вым опы­том, ко­торый сре­ди лю­дей не возь­мёшь. Его на­до брать сре­ди си­дов, фо­моров, сре­ди не­живых, сре­ди пред­ста­вите­лей дру­гих рас и дру­гих ми­ров. Но власть, ко­торая да­на ему, ни в ко­ем слу­чае не дол­жна быть по­теря­на, и он ос­тавлял вмес­то се­бя луч­ше­го че­лове­ка. Имен­но об этом и го­ворил праз­дник Луг­на­сад, ко­торый в Ир­ландии справ­лялся тра­дици­он­но в трех раз­ных мес­тах.

Од­но из этих мест но­сило имя и бы­ло пос­вя­щено ма­чехе Лу­га, его кор­ми­лице, зва­ли её Та­иль­тиу или Тиль­тау. Имя Та­иль­тиу оз­на­ча­ет зем­ля. То есть его усы­нови­ла са­ма зем­ля и здесь её об­раз, как та, что усы­нов­ля­ет, при­нима­ет в ка­чес­тве при­ем­но­го сы­на то­го, кто при­нима­ет на се­бя копьё влас­ти. Как раз и про­яв­ля­ет­ся в том ге­рои, ко­торый вы­бира­ет­ся пос­редс­твом этих игр в ас­сам­блее или в олим­пий­ских иг­рах, про­яв­ля­ет­ся, как луч­ший из луч­ших, и он при­нима­ет браз­ды уп­равле­ния, до тех пор по­ка его про­ек­ция, бо­жес­твен­ная си­ла бо­га Лу­га, от­прав­ля­ет­ся в дру­гие ми­ры. Имен­но по­это­му каж­дый ко­роль, каж­дый пра­витель на­зывал­ся пред­ста­вите­лем бо­га на зем­ле. Он та­ким не рож­дался, а ста­новил­ся со­об­разно это­му ал­го­рит­му. 

Про­ходи­ли ис­пы­тания по-раз­но­му и ри­ту­аль­но в трёх мес­тах, тот кто по­бедил в од­ном мес­те, по­том дол­жен всту­пить в сос­тя­зании с те­ми, кто по­бедил в дру­гих мес­тах. Про­ходи­ли ис­пы­тания по очень жёс­тким пра­вилам. Нап­ри­мер, рас­ска­зыва­ет­ся в ле­ген­де «Прок­ля­тие ула­дов», од­на из про­ек­ций бо­гини зем­ли, зва­ли её Ма­ха Ры­жая, выш­ла за­муж за од­но­го из пред­ста­вите­лей лю­дей и ска­зала ему: «Я бу­ду с то­бой при ус­ло­вии, что ты ни­кому ни­ког­да не рас­ска­жешь, что я на­хожусь с то­бой — это на­ша тай­на». Она жи­ла с ним, ро­жала ему де­тей, но од­нажды на ка­кой-то из ас­сам­блей он пох­вастал­ся сво­ей же­ной, мол моя же­на силь­ная, вы­нос­ли­вая, ни у ко­го нет та­кой же­ны, она мне и де­тей ро­жа­ет, и по­ля па­шет, и уро­жай со­бира­ет, и бе­га­ет быс­трее всех. А там бы­ли со­рев­но­вания по бе­гу, и мес­тный ко­роль ска­зал: «При­веди сю­да свою же­ну (а она в этот мо­мент бы­ла пе­ред ро­дами) и, ес­ли твоя же­на так быс­тро бе­га­ет, пусть она про­бежит вмес­те с ло­шадь­ми и до­кажет, что ты не бол­тун, а чес­тный во­ин». Муж зас­та­вил её бе­жать. Ког­да она до­бежа­ла до фи­ниша, то прок­ля­ла сво­его суп­ру­га и всю муж­скую пь­яную ком­па­нию. Раз­ре­шив­шись от бре­мени, она нас­ла­ла прок­лятье — все муж­чи­ны это­го мес­та не­мед­ленно на­чали ис­пы­тывать ро­довые схват­ки и чувс­тво­вать се­бя, как жен­щи­ны в ро­дах. Ма­ха ска­зала: «За то, что вы пос­ту­пили так под­ло, в те­чение де­вяти лет вы бу­дете ис­пы­тывать это прок­ля­тие и каж­дый раз на праз­дник Луг­на­сад вы бу­дете не спо­соб­ны ни на что, бу­дете му­чить­ся в те­чение че­тырех но­чей и пя­ти дней ро­довы­ми схват­ка­ми». Это зна­чит, что 9 лет во­ины ни­ког­да не мог­ли бы по­беж­дать в ас­сам­блее и ни­ког­да бы не по­лучи­ли копьё влас­ти.

Сфор­ми­ровал­ся ал­го­ритм и бы­ли ещё ана­логич­ные ис­то­рии, ко­торые по­казы­вали, как мож­но прос­то про­иг­рать эту бит­ву, по­казав се­бя не де­ликат­ным по от­но­шению к зем­ле. По­тому что она выб­ра­ла ког­да-то се­бе му­жа, она ро­дила бо­га и тот, кто луч­ший — это её усы­нов­лённый сын. Она дол­жна бы­ла усы­новить му­жа из чис­ла че­лове­чес­ко­го пле­мени. Он дол­жен быть луч­ший. Но раз­ве луч­ший это тот, кто зас­тавля­ет жен­щи­ну со­рев­но­вать­ся на­ряду с муж­чи­ной, кто, не счи­та­ясь с по­ложе­ни­ем жен­щи­ны, зас­тавля­ет вы­пол­нять муж­скую ра­боту, кто хвас­та­ет­ся пе­ред кем-то сво­ими дос­ти­жени­ями и не яв­ля­ет­ся тем, кто мо­жет это до­казать? Об этом го­вори­ли дру­гие ле­ген­ды, ме­нее из­вес­тные. А ещё го­ворят, что нель­зя бы­ло по­беж­дать не­чес­тно.

Ес­ли бы жи­тели се­год­няшне­го дня по­серь­ёз­ней от­но­сились к ми­фу и по­нима­ли, что это все­го лишь прог­рам­мное опи­сание ал­го­рит­ма, ко­торый не обой­ти, не пе­реп­рыгнуть, он всег­да су­щес­тво­вал и бу­дет су­щес­тво­вать, осо­бен­но ес­ли креп­ко при­бит ка­ким-то очень важ­ным пра­вом, нап­ри­мер пра­вом на власть, то они бы воз­можно нем­ножко по-дру­гому смот­ре­ли на свои пос­тупки и к ми­фу об­ра­щались бы по­чаще. 

На­ша за­дача не до­пус­тить та­ких проб­лем в сво­ей жиз­ни. Ва­ша си­ла, ваш юный бог, внут­ренняя ипос­тась, ко­торые есть суть вы, че­рез ис­пы­тания, ко­торые бу­дут прой­де­ны меж­ду Луг­на­садом и Ма­боном, име­ет ту же цель — од­ной частью, ма­гичес­ко­го соз­на­ния от­пра­вить­ся в пу­тешес­твие в ми­ры, где бу­дете по­лучать ма­гичес­кий по­тус­то­рон­ний опыт, а дру­гой частью соз­на­ния ос­та­вить се­бя в че­лове­чес­ком ми­ре, как луч­ший в той ре­аль­нос­ти, в ко­торой вы бу­дете яв­лять­ся влас­те­лином и единс­твен­ным хо­зя­ином. Там где вы бу­дете ус­та­нав­ли­вать свои пра­вила, а не при­нимать чу­жие, где бу­дут на­ходить­ся толь­ко свои и ку­да не зай­дут чу­жие, а это зна­чит, что вы дол­жны са­мому се­бе и сво­ему бо­гу, си­ле рож­денной ва­ми на Ку­пало, до­казать нас­коль­ко вы луч­ше, а из это­го прин­ци­па луч­ше­го, бу­дет оп­ре­деле­но ка­ким объ­ёмом ре­аль­нос­ти вы бу­дете об­ла­дать по нас­то­яще­му пра­ву. Не по­тому, ко­торое да­ёт­ся за­коном, влас­тя­ми, людь­ми, ком­про­мис­сом и про­чими глу­пос­тя­ми, ко­торые не име­ют к ми­фу ни­како­го от­но­шения. Луч­ший дол­жен по­бедить не об­ма­ном, не под­та­сов­кой, не под­ме­ной фун­кций. Жен­щи­на, это жен­щи­на, а муж­чи­на, это муж­чи­на, и каж­дый дол­жен вы­пол­нять свою роль и свою ра­боту и не на­до вы­давать муж­чи­ну за жен­щи­ну, а жен­щи­ну за муж­чи­ну, нак­ла­дывая оп­ре­делён­ные фун­кции там, где ник­то из них не мо­жет их вы­пол­нить.

Те, кто за­нима­ют­ся се­год­ня под­ме­ной по­нятий и пы­та­ют­ся пе­репи­сать этот ал­го­ритм за­были спро­сить у той, ко­торая яв­ля­ет­ся хо­зяй­кой всех прав при­сутс­тву­ющих здесь. Ибо пра­вами на­деля­ют не бо­ги, а зем­ля. Ес­ли она го­ворит, что луч­ший ко­роль — это ко­роль, а не ко­роле­ва, зна­чит это дол­жен быть ко­роль. По­тому что у ко­роле­вы сов­сем дру­гие за­дачи и не на­до зас­тавлять жен­щи­ну вы­пол­нять муж­скую ра­боту. 

И мо­жет быть, про­ходя че­рез ис­пы­тания, ко­торые от­кро­ет пе­ред ва­ми праз­дник Луг­на­сад на­конец-то это пой­мём хо­рошо, что­бы боль­ше ни­ког­да не под­ме­нять по­нятия и глав­ное не под­да­вать­ся про­вока­ци­ям внеш­не­го ми­ра, ко­торый рас­ска­зыва­ет, что, на са­мом де­ле, всё на­обо­рот, что бе­ремен­ная жен­щи­на мо­жет уп­равлять ар­ми­ей. Что из это­го вый­дет, по­кажут вам бли­жай­шие пять­де­сят дней.

Источник https://mk999.one/articles/misterija-lammas/