Языческий праздник «Купало»

Летнее Солнцестояние

Летнее Солнцестояние 20-23 июня

Про­дол­жа­ет свое дви­жение ко­ло го­да. Язы­чес­кий праз­дник Ку­пало, лет­нее сол­нцес­то­яние, от­ме­ча­ет­ся 20-23 и­юня. В этот пе­ри­од про­сыпа­ет­ся пос­ледняя сти­хия  Огонь, рож­да­ет­ся бог Ог­ня. С это­го мо­мен­та все че­тыре сти­хии ока­зыва­ют­ся про­буж­дённы­ми, рав­но­вес­ны­ми, со­еди­нён­ны­ми. Как од­на семья, соб­равша­яся вмес­те, пос­ле дол­гой раз­лу­ки. Мо­мент при­хода Ог­ня – это рож­де­ние но­вого мо­лодо­го бо­га, дол­гождан­но­го пер­венца Ма­тери-при­роды и её мо­гуче­го суп­ру­га, её из­бран­ни­ка. Ночь на Ку­пало счи­та­ет­ся са­мой силь­ной во всём го­ду – не с ма­гичес­кой точ­ки зре­ния, а с люд­ской. Мать-зем­ля от­да­ёт это­му ми­ру са­мое цен­ное, что у неё есть – своё ди­тя, сво­его сы­на. Вмес­те с ней син­хрон­но рас­кры­ва­ет­ся при­рода, от­да­вая так­же всё луч­шее, всё са­мое до­рогое, при­нося да­ры но­вому Вла­дыке.

Именно поэтому люди, чувствуя волшебную силу этой ночи, в надежде на чудо, невозможное ни в какой другой день, совершали поступки, на которые никогда бы не решились в другое время. Только в этот день, даже во времена христианства, любой, абсолютно любой поступок не мог попасть под печать «греха» — всё было позволено, всё разрешено. Можно было делать, что хочется, любить, кого хочется, желать без опаски – главное, честно, искренне. Если не стоял за человеком страх, желание обмануть, нарушить неписанное правило святости любой жизни, верности данному слову, то всё было возможно. Но если нет, если сила рождения нового бога была осквернена обманом и страхом, то такой «дар» обращался против самого лжеца и вора – сорокакратно возвращалось ему содеянное.

Так учи­ли ма­ги ста­рого вре­мени, так нас­тавля­ли они на­род свой – не лги­те, не ко­рыс­тни­чай­те хо­тя бы в этот день! Толь­ко не те­перь, что­бы не ос­квер­нить толь­ко что рож­дённый мир ни­зостью и тру­состью – не зак­ла­дывай­те в не­го да­же мысль о том, что та­кое воз­можно в ми­ре, уго­тован­ном для на­ших де­тей. А, зна­чит, бу­дете вы за­щище­ны от не­об­хо­димос­ти по­пасть в рабс­тво за дол­ги сво­ей чес­ти к бо­гам зах­ватчи­ков: ведь ра­бом ста­новит­ся тот, ко­го ос­та­вила си­ла его бо­гов, ко­го не­кому его за­щитить в труд­ную го­дину ис­пы­таний.

Сла­вяне из­древ­ле при­дава­ли осо­бое зна­чение это­му дню. Так­же, как кель­ты глу­боко раз­ви­вали тра­диции Бель­тай­на, так и сла­вяне ду­шу вло­жили в раз­ви­тие ку­паль­ских та­инств. Бо­га, ко­торый рож­дался у Ма­тери-Зем­ли, сла­вяне на­зыва­ли Ку­пало.

Легенды об огненных богах

О рож­де­нии бо­га Ку­пало рас­ска­зыва­ет очень кра­сивая сла­вян­ская ле­ген­да. Бог не­ис­то­вого Ог­ня Се­маргл Сва­рожич, яв­лялся к на­шим да­леким пред­кам в об­ра­зе кры­лато­го пса. Мо­гучий и не­одо­лимый с ог­ненным ме­чом в ру­ке он не­усып­но за­щищал Сол­нце от зем­но­го зла, не от­лу­ча­ясь от не­го ни на миг. Но су­ровое сер­дце Се­мар­гла вов­се не бы­ло вы­сече­но из кам­ня, как по­лага­ли дру­гие бо­ги. Се­маргл пы­лал ис­крен­ней, страс­тной лю­бовью к бо­гине но­чи Ку­паль­ни­це и знал, что его чувс­тва вза­им­ны. Ку­паль­ни­ца ежед­невно зва­ла сво­его воз­люблен­но­го к бе­регам прек­расной Ра-ре­ки, хо­тя и по­нима­ла, что Се­мар­глу нель­зя по­кидать не­бо.

Но од­нажды в ду­ше Се­мар­гла чувс­тво люб­ви зат­ми­ло со­бой чувс­тво дол­га. Бог по­кинул не­бес­ный пост и спус­тился к Ра-ре­ке, что­бы об­нять, на­конец, свою воз­люблен­ную. Спус­тя по­ложен­ный для бо­гов срок, в день лет­не­го сол­нцес­то­яния, у Се­мар­гла и Ку­паль­ни­цы ро­дились де­ти – Ку­пала и Кос­тро­ма. Бог-гро­мовер­жец Пе­рун был весь­ма рад за сво­его бра­та Се­мар­гла и пре­под­нес но­ворож­денным не­обыч­ный по­дарок. Пе­рун вло­жил час­ти­цу сво­ей си­лы в ни­ког­да не цве­тущий па­порот­ник и по­дарил де­тям Се­мар­гла и Ку­паль­ни­цы див­ной кра­соты цве­ток.

Бог но­вого Све­та – сам Огонь, и сын Ог­ня, вот кто есть Ку­пало. В ог­ненной при­роде Се­мар­гла жизнь не воз­можна – его огонь пер­воздан­ный, лю­тый. Это огонь Ти­танов, ог­ненных ис­по­линов, он не для лю­дей, а для бо­гов, для ма­гов. Для лю­дей, для при­роды и жиз­ни ну­жен дру­гой огонь – сог­ре­ва­ющий, ожив­ля­ющий. Ку­паль­ни­ца-ночь – это тём­ная, скры­тая си­ла Ма­тери и Се­маргл сын Сва­рога, бог ино­го ми­ра, да­ли жи­вым та­кую си­лу Све­та, ко­торая не уби­ва­ет, не по­рабо­ща­ет, а, нап­ро­тив, да­ёт жизнь, во­лю воль­ную, ве­дёт за со­бой.

Бо­жес­твен­ные близ­не­цы и бо­ги Све­та в день Лет­не­го Сол­нцес­то­яния рож­да­лись не толь­ко в пре­дани­ях сла­вян. Апол­лон и Ар­те­мида, бо­ги Эл­ла­ды, по ле­ген­де ро­дились у бо­гини Ле­то то­же в день Лет­не­го Сол­нцес­то­яния. «Кар­ми­чес­кие близ­не­цы» сла­вян – кель­ты, так­же рас­ска­зыва­ли о люб­ви бо­га Даг­ды (чьё имя оз­на­чало «пла­мя бо­га») к бо­гине ре­ки Бо­анн, хра­нитель­ни­це древ­ней муд­рости. От этой люб­ви ро­дил­ся бог О­эн­гус Мак Ок – «мо­лодой бог», бог люб­ви и све­та, бог пло­доро­дия и все­го жи­вого.

Мистическая сила купальской ночи

Мис­ти­чес­кая си­ла ку­паль­ской но­чи – это вре­мя сог­ла­сия и объ­еди­нения, вре­мя ра­венс­тва все­го пе­ред нес­конча­емой си­лой жиз­ни. Свет ра­вен Ть­ме, а По­рядок со­еди­ня­ет­ся с Ха­осом. Сно­ва ис­че­за­ет гра­ница меж­ду ми­рами, всё пе­реме­шива­ет­ся и в упо­рядо­чен­ный мир лю­дей вли­ва­ет­ся ма­гичес­кая сущ­ность ду­хов при­роды: ру­салок, ле­ших, во­дяных – все чувс­тву­ют рож­де­ние но­вой си­лы – си­лы еди­нения. Это то, что сме­шива­ет ре­аль­нос­ти меж­ду со­бой и нес­коль­ко дней но­вый Огонь, но­вый Свет вос­при­нима­ет это сме­шение как ес­тес­твен­ное. По­том, ко­неч­но, гра­ницы ста­нут плот­нее, раз­де­лён­ные ми­ры сно­ва ста­нут жить сво­ею жизнью. Но по ма­гичес­ко­му за­кону, всё, что по­пало в пят­но све­та, при­об­ре­та­ет фор­му, име­ет про­яв­ленность как в ми­ре ду­хов, так и в ми­ре лю­дей. В эту ночь, единс­твен­ную ночь в го­ду, ког­да дей­ству­ет за­кон: мы все мо­жем жить вмес­те, и лю­ди, и не-лю­ди.

Вот по­чему бы­ло важ­но в ку­паль­скую ночь быть ис­крен­ним и силь­ным, не толь­ко меч­тать, но и ид­ти за сво­ей меч­той; не толь­ко жад­но же­лать жиз­ни, но и не бо­ять­ся всех её про­яв­ле­ний. По­тому что лю­бое ис­ка­жение чис­то­ты сво­ей сво­боды не­из­бежно ска­жет­ся на но­ворож­денной си­ле. Но за­кон рав­но­весия сра­бота­ет адек­ватно: ес­ли че­ловек бо­ит­ся и не­нави­дит то, что от­ли­ча­ет­ся от не­го хоть как-то, то и к не­му бу­дут от­но­сить­ся зер­каль­но и ниг­де в ми­ре при­роды он не най­дёт под­дер­жки и по­мощи от дру­гих де­тей Ма­тери.

Огонь – это переносчик информации

Чем бо­лее про­яв­ле­на сти­хия Ог­ня в че­лове­ке, тем боль­шей спо­соб­ностью в рас­простра­нении ин­форма­ции он об­ла­да­ет. Огонь – это эк­спан­сия и страсть, ярь и мощь ду­ха, и от си­лы Ог­ня за­висит про­яв­ленность все­го, что за­дума­но и дол­жно быть ис­полне­но. Но, са­мое глав­ное, за­висит сво­бода са­мого че­лове­ка, пра­во не быть ничь­им ра­бом.

Об­ря­довые дей­ствия лю­дей в этот пе­реход­ный пе­ри­од нап­равля­лись вол­хва­ми и дру­ида­ми на то, что­бы про­будить в се­бе пра­виль­ный Огонь – он дол­жен быть не мень­ше си­лы Ог­ня но­ворож­денно­го бо­га. Тог­да Мать-Зем­ля отож­дес­твит че­лове­ка со сво­им сы­ном и даст ему свою ма­терин­скую за­щиту, на­делит уди­витель­ной судь­би­ной, ка­кой дос­той­ны лишь бо­ги и ге­рои. По­это­му сам об­ряд был свя­зан не толь­ко с раз­жи­гани­ем кос­тров и очи­щени­ем ку­паль­ским пла­менем. Нуж­но бы­ло про­будить все сти­хии, уже прос­нувши­еся, сде­лать их мак­си­маль­но силь­ны­ми в се­бе – на сколь­ко спо­соб­но соз­на­ние. Тог­да си­ла ог­ня то­же бу­дет силь­на, ведь ог­ня дол­жно быть столь­ко, что­бы воб­рать в се­бя си­лу Зем­ли, Воз­ду­ха и Во­ды, до­пол­няя со­бой и со­еди­няя их в се­бе, а се­бя – в них. Один ра­вен си­ле трёх – вот ка­кой дол­жен быть Огонь во вре­мя ку­паль­ской но­чи.

Купальские таинства

Ку­паль­ские та­инс­тва нуж­но про­водить на при­роде, у во­ды, на прос­то­ре. В эту ночь со­еди­нения с си­лой сти­хий, но­ворож­денный Огонь-Ку­пало, сын Се­мар­глов, про­яв­лял мак­си­маль­но яр­ко свою при­роду – объ­еди­нения и люб­ви, сво­бод­но­го при­нятия все­го – без ог­ра­ниче­ний, без зап­ре­тов. Но ма­гичес­кий ри­ту­ал, про­води­мый вол­хва­ми и дру­идам без зри­телей, был нес­коль­ко от­ли­чен от тех об­ря­довых дей­ствий, ко­торые про­води­ли лю­ди. Ма­ги тво­рили ри­ту­ал, ко­торый был нап­равлен на ак­ти­вацию си­лы от­ца мо­лодо­го бо­га, са­мого кры­лато­го Се­мар­гла. Для лю­дей си­ла Се­мар­гла опас­на, как си­ла лю­бого Ти­тана, но не для тех, в чью за­дачу вхо­дила не толь­ко за­щита, но и уп­равле­ние пле­менем, ро­дом, на­родом (ибо лю­бое пле­мя – это то­же ре­зуль­та­том сог­ла­сия и доб­ро­воль­но­го объ­еди­нения).

Про­буж­дая си­лу пер­вично­го ог­ня Се­мар­гла, ма­ги за­руча­лись под­дер­жкой и за­щитой на то вре­мя, по­ка мо­лодой но­ворож­денный бог бу­дет рас­ти, на­бирать си­лу и нуж­ный опыт. Се­маргл, имея из­на­чаль­ную ог­ненную при­роду, мо­жет спра­вить­ся с лю­бым Ог­нём, в том чис­ле и чу­жерод­ным. Ес­ли ста­нет­ся так, что си­лы мо­лодо­го бо­га Ку­палы не хва­тит, что­бы от­вести чёр­ную ту­чу, что скры­ва­ет от лю­дей сол­нце, то Се­маргл Сва­рожич сам дол­жен встать на мес­то сво­его сы­на, от­крыть свой ис­точник Ог­ня и не дать за­кон­чить­ся жиз­ни. Се­маргл – это «ре­зер­вный» вид энер­гии, ес­ли вы­ражать­ся язы­ком се­год­няшней эпо­хи. Этим дей­стви­ем ма­ги пред­восхи­щали гря­дущие проб­ле­мы, о ко­торых рас­ска­зали им Вет­ра Им­болка.

Но для лю­дей по­ка – счастье и ве­селье; в мо­мент пе­режи­вания ку­паль­ской но­чи в их сер­дца не дол­жен прок­расть­ся страх или сом­не­ние. Но те, кто не­сёт от­ветс­твен­ность за жизнь лю­дей, дол­жен ду­мать на­перёд: что нуж­но сде­лать сей­час, что­бы зав­тра си­ла бо­гов не уш­ла от на­рода, что­бы не по­гас­ла ис­кра Ог­ня бо­га Ку­палы в сер­дцах каж­до­го, что­бы не ос­ты­ла кровь мо­лодо­го бо­га в жи­лах каж­до­го жи­вого.

Сила и здоровье в ночь купальских костров

Здо­ровье че­лове­ка, о ко­тором из­на­чаль­но шла речь, по­луча­ет си­лу и вос­ста­нов­ле­ние в ночь ку­паль­ских кос­тров. Ку­пать­ся, пры­гать че­рез кос­тёр, сла­вить Зем­лю, ко­торая кор­мит, Воз­дух и Во­ду, ко­торые да­ют вре­мя жиз­ни, и, ко­неч­но же Огонь, но­вого бо­га доб­ро­го вре­мени. Он обя­затель­но вы­дер­жит все ис­пы­тания, ес­ли си­ла Ог­ня в лю­дях не по­гас­нет. Нуж­но про­будить в этот день тя­гу к жиз­ни, та­кую силь­ную тя­гу, ко­торая по­может най­ти вер­ный смысл: ра­ди че­го быть здо­ровым, ра­ди че­го жить.

Отрывок из книги  Меньшиковой К.Е. «Здоровье через Силу Стихий»