Языческий праздник «Остара»

(Жаворонки, Сороки, Комоедица)

Весеннее равноденствие

20 — 23 марта

В пе­ри­од 20-23 мар­та про­сыпа­ет­ся сти­хия Во­да. Слов­но раз­бу­жен­ная Воз­ду­хом, она нап­равля­ет­ся под воз­дей­стви­ем по­тока впе­рёд, в бу­дущее, фор­ми­руя прос­транс­тво для то­го, что дол­жно слу­чить­ся. На лю­бое дей­ствие, на лю­бое тво­рение нуж­на энер­гия. При­чем энер­гия чис­тая, без­гра­нич­ная, чем боль­ше, тем луч­ше. Та­кая энер­гия есть, и суть её кро­ет­ся в сти­хии Во­ды — это энер­гия Ха­оса.

Остара просыпается вода, весеннее равноденствие
Просыпается стихия Вода

Да­та Ве­сен­не­го рав­но­денс­твия пла­ва­ющая, и каж­дый год она выс­чи­тыва­ет­ся спе­ци­аль­но, од­на­ко на­ходит­ся в ука­зан­ных пре­делах, ме­ня­ет­ся толь­ко час нас­тупле­ния. Как и в ис­то­рии с пре­дыду­щим праз­дни­ком, ри­ту­аль­ные дей­ствия для лю­дей и для ма­гов (жре­цов, вол­хвов и дру­идов) бы­ли раз­личны.За­дача лю­дей— по­чувс­тво­вать сти­хию, встро­ить­ся в неё и на­чать су­щес­тво­вать вмес­те с ней в из­ме­нён­ном рит­ме. За­дача ма­гов — сде­лать так, что­бы сти­хия не уви­дела в учас­тни­ках об­ря­дово­го дей­ствия чу­жаков и вклю­чила внут­ренние виб­ра­ции жи­вых в свои при­род­ные виб­ра­ции. Для дос­ти­жения та­кого ре­зуль­та­та под ру­ководс­твом ма­га лю­ди со­вер­ша­ли об­ря­довые дей­ствия, ко­торые сим­во­лизи­рова­ли смерть ста­рого и рож­де­ние но­вого — имен­но эти фун­кции не­сёт в се­бе си­ла Ха­оса.

Ха­ос мо­жет рас­тво­рить всё в се­бе, но он же — ма­тери­ал для сот­во­рения че­го-то ино­го. В этот мо­мент че­ловек дол­жен стать лёг­ким и те­кучим, по­доб­ным во­де. Он не дол­жен цеп­лять­ся за от­жившее и ста­новить­ся кам­нем в баш­ма­ке у се­бя са­мого. Очи­щен­ное на пре­дыду­щем эта­пе прос­транс­тво дол­жно быть за­пол­не­но но­вой си­лой, и во­да вы­мо­ет из жиз­ни всё, что за­цепи­лось за неё про­тив во­ли, про­тив же­лания са­мого жи­вуще­го.

Остара, масляница сжигание чучела
Ритуалы на языческий праздник Остара

Сжи­гание чу­чела как часть ри­ту­аль­но­го дей­ствия так­же сим­во­лизи­рова­ло про­цесс ос­во­бож­де­ния от ста­рого. Чу­чело де­лалось из ста­рой прош­ло­год­ней со­ломы, зим­них тю­фяков, и, что очень важ­но, вкла­дыва­лись и зёр­на прош­ло­год­не­го уро­жая. Так сим­во­личес­ки про­ис­хо­дила от­вязка от тя­ги к на­коп­ле­нию лиш­не­го: что взя­то от при­роды, но не при­годи­лось сей­час, пусть вер­нётся в пер­воздан­ную фор­му — в теп­ло, в свет, в зем­лю, а пе­пел по­том рас­се­ивал­ся по по­лям для бу­дуще­го уро­жая. Ни в ко­ем слу­чае чу­чело не яв­ля­лось сим­во­лом бо­гов зи­мы и тём­но­го ми­ра. Ник­то из лю­дей, жи­вущих в язы­чес­ком ми­ро­ощу­щении, не мог и по­мыс­лить о том, что­бы сжечь сим­вол пусть тём­но­го, но бо­га, что­бы вы­казать не­ува­жение к Смер­ти. За та­кие по­мыс­лы, не го­воря уже о пос­тупках, мож­но бы­ло поп­росту до сле­ду­ющей зи­мы и не до­жить.

Ри­ту­ал — это про­цесс, на не­го нуж­но вре­мя. Не­воз­можно об­ря­довое дей­ствие со­вер­шить по­ходя, па­рал­лель­но ос­таль­ным де­лам. Имен­но по­это­му в этот день, как и в дру­гие куль­то­вые праз­дни­ки, лю­ди ос­тавля­ли свои те­кущие за­боты, ка­кими бы важ­ны­ми они ни бы­ли: прек­ра­щались вой­ны, за­вер­ша­лись рас­при; лю­ди не от­вле­кались на бы­товые или хо­зяй­ствен­ные де­ла, что вош­ло у мно­гих на­родов в по­говор­ки, при­меты и по­верья. Ма­гичес­кий мо­мент до­бав­ле­ния си­лы про­буж­дённой Во­ды для ма­гов древ­ности был ос­но­ван на том, что вмес­те с си­лой тво­рения бу­дуще­го ус­та­нав­ли­вал­ся и зак­реплял­ся кон­такт с бо­гами, си­ла и власть ко­торых по­мога­ла лю­дям не прос­то вы­жить, а вы­жить в бла­гопо­лучии, в дос­татке. Бла­гопо­лучие это — в да­рах зем­ли, в её спо­соб­ности ро­жать и кор­мить всех де­тей сво­их. Имен­но это свой­ство зем­ли как Ма­тери, юной в сво­ём про­буж­де­нии, го­товой ро­жать и кор­мить, ли­шён­ное вся­кой мо­рали и ог­ра­ниче­ний, вос­слав­ля­лось древ­ни­ми в день и час при­хода вес­ны.

Просыпается стихия Вода
Просыпается стихия Вода

Бо­гини раз­ных пан­те­онов древ­них куль­тур чес­тво­вались на Ос­та­ру, ведь на каж­дой зем­ле — свои бо­ги: Аф­ро­дита, Ас­тарта, Де­мет­ра, Ха­тор, Иш­тар, Ка­ли, Ос­та­ра (Э­ос­тре), Фрейя, Ле­ля. Все они — сим­вол сво­боды, пло­дород­ной си­лы, ког­да ощу­щение жиз­ни по­рож­да­ет на­деж­ду. В день Ве­сен­не­го рав­но­денс­твия ночь рав­на дню, жизнь рав­на смер­ти. Всту­пая в этот пе­ри­од, в соз­на­нии всех жи­вущих это зна­ние ста­новит­ся про­яв­ленным, слов­но об­на­жая пе­ред людь­ми по­нима­ние ско­ротеч­ности жиз­ни, слов­но го­воря: лю­ди, жи­вите сей­час, жи­вите те­перь, не мед­ли­те.

Про­буж­дённый Воз­дух про­будил Во­ду, и вмес­те они за­пус­ти­ли вра­щение Ко­ло — вре­мя пош­ло. Имен­но по­это­му для лю­дей нас­то­ящий Но­вый год на­чина­ет­ся имен­но в этот день — день Ве­сен­не­го рав­но­денс­твия. Праз­дно­вание при­шед­шей Вес­ны — это праз­дно­вание вре­мени, ко­торое у них те­перь точ­но бу­дет. Но­вый год для ма­гов, вол­хвов и дру­идов на­чал­ся рань­ше, на Им­болк. Тра­диция оп­ре­деля­ет для них, что соз­на­ние дол­жно быть син­хро­нич­но с те­ми, сре­ди ко­торых жи­вёт их ма­гичес­ких ра­зум, а не че­лове­чес­кое те­ло. Те­лом вол­хвы и дру­иды — с людь­ми, а вот ра­зумом — с ду­хами. Глав­ные сим­во­лы праз­дни­ка юной Де­вы-бо­гини — это за­яц и яй­цо.

За­яц — это сим­вол пло­доро­дия, так как древ­ние, ко­торые пок­ло­нялись лун­ной Трёх­ли­кой Бо­гине, час­то ви­дели изоб­ра­жение зай­ца на ли­ке пол­ной лу­ны. Очень мно­гие лун­ные бо­ги древ­них вре­мён име­ли сво­им сим­во­лом зай­ца. Ок­куль­тное зна­чение сим­во­ла — это воз­рожде­ние, воз­вра­щение юнос­ти, а так­же ин­ту­иция и «свет во ть­ме». Очень час­то за­яц ас­со­ци­иру­ет­ся с жер­твен­ным ог­нём и «жизнью, про­шед­шей че­рез смерть». Пов­се­мес­тно за­яц яв­ля­ет­ся сим­во­лом пло­дови­тос­ти, но не че­лове­ка, а при­роды. Толь­ко в хрис­ти­анс­тве он — сим­вол раз­вра­та и са­танин­ской по­хоти, а у и­уде­ев за­яц и вов­се не­чис­тое жи­вот­ное.

Заяц на луне, Остара кролик, Языческий праздник Остара
Символы на языческий праздник Остара

За­яц на лу­не по­яв­ля­ет­ся в ми­фоло­гии поч­ти пов­се­мес­тно и, бу­дучи лун­ным жи­вот­ным, на­ряду с со­бакой и яще­рицей, он слу­жит пос­редни­ком меж­ду че­лове­ком и лун­ны­ми бо­жес­тва­ми. В скан­ди­нав­ской ми­фоло­гии зай­цы прис­лу­жива­ют Фрейе. Еги­пет­ский бог лу­ны Оси­рис в об­ли­ке зай­ца был сим­во­лом нравс­твен­ной чис­то­ты. Яй­цо пред­став­ля­ет со­бой кос­ми­чес­кое яй­цо тво­рения. Жизнь, ко­торая на­ходит­ся в ста­дии за­рож­де­ния: она уже есть, но её ещё нет. Аб­со­лют­но мис­ти­чес­кое сос­то­яние пер­вично­го тво­рения, ког­да ещё мож­но за­ложить в бу­дущую ре­аль­ность нуж­ные свой­ства так, что­бы в мо­мент её про­яв­ле­ния эти свой­ства ста­ли не­от­де­лимы­ми от ре­аль­нос­ти. Пас­халь­ная тра­диция кра­сить яй­ца бе­рёт своё на­чало в древ­ней сим­во­лике бо­гини Жиз­ни, юно­го ли­ка Ма­тери-Зем­ли. Лю­ди ста­рых вре­мён, рас­пи­сывая яй­цо, ук­ра­шали его сво­ей меч­той — на­деж­дой. Каж­дый ри­совал на бу­дущем сво­ей ре­аль­нос­ти ту жизнь, ко­торую хо­тел для се­бя. Но ни­ког­да лю­ди не ва­рили рас­пи­сан­ное яй­цо и уж тем бо­лее не ели. Рас­пи­сан­ные яй­ца пред­назна­чались в дар бо­гине Вес­ны и Жиз­ни. Ва­рёное яй­цо оз­на­ча­ет мёр­твую жизнь, уби­тую на­деж­ду — жизнь, ко­торая мог­ла бы быть, но уже не бу­дет ни­ког­да. По­еда­ние её — это жер­тво­вание сво­ей уби­той меч­ты в уго­ду той тра­диции, что от­ри­ца­ет жизнь и вос­пе­ва­ет смерть. «Сту­канье яй­ца­ми» — это сим­во­личес­кая бит­ва меж­ду людь­ми, где по­беда оз­на­ча­ет, что меч­те по­беди­теля суж­де­но ис­полнить­ся, а меч­те по­беж­дённо­го — нет. Фор­маль­но: при­нята или не при­нята мёр­твая жер­тва мёр­твым бо­гом. Рас­пи­сан­ное яй­цо — это пись­мо, пос­ла­ние. Прось­ба бо­гине Жиз­ни учесть в судь­бе гря­дуще­го го­да ис­полне­ние же­ланий и бла­го для че­лове­ка.

Струк­ту­ра яй­ца как сим­вол бу­дущей жиз­ни, за­кон­ченной в сво­ём фор­ми­рова­нии, но не про­яв­ленной до кон­ца, об­ла­да­ет всем ка­чес­тва­ми сти­хий­ных сил, где скор­лу­па — это зем­ля, бе­лок — это во­да, жел­ток — это огонь, есть и прос­транс­тво для воз­ду­ха — воз­душный пу­зырь. Ма­лень­кая Все­лен­ная, за­кон­ченная ре­аль­ность — так ви­дели яй­цо древ­ние. Для ма­гов яй­цо в этом ка­чес­тве есть сим­вол тра­диции — за­кон­ченной сис­те­мы, ко­торая об­ла­да­ет по­тен­ци­ей стать жи­вой.

Та­кая ма­гичес­кая струк­ту­ра яй­ца яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным ме­ханиз­мом пе­рено­са ин­форма­ции. Имен­но по­это­му кол­ду­ны, с древ­ней­ших вре­мён и до се­год­няшне­го дня, ис­поль­зу­ют яй­цо для сня­тия не­гати­ва, для вы­каты­вания бо­лез­ней, ис­пу­гов и про­чих на­пас­тей, при­чина ко­торых име­ет ин­форма­ци­он­ную при­роду (со­бытие, сло­во на­говор­ное, пор­ча на­ведён­ная и т. д.). Толь­ко в слу­чае из­вле­чения не­гатив­ной прог­раммы и пе­рено­са её че­рез спе­ци­аль­ные сло­ва (на­говор) на яй­цо оно от­прав­ля­ет­ся не к бо­гам жиз­ни, а к бо­гам смер­ти (за­капы­ва­ет­ся в зем­лю, хо­ронит­ся в бо­лоте или при­капы­ва­ет­ся на клад­би­ще и пр.).

20—23 марта

Для оп­ре­делён­ных ма­гичес­ких ли­ний дру­идов яй­ца счи­тались свя­щен­ны­ми, а по­это­му зап­ре­щён­ны­ми к упот­ребле­нию в пи­щу. Ма­гичес­кие ри­ту­алы в день Ве­сен­не­го рав­но­денс­твия, тво­римые вол­хва­ми и дру­ида­ми на про­буж­да­ющей­ся сти­хии Во­ды, от­ли­чались от ри­ту­алов, тво­римых людь­ми. Ри­ту­алы ма­гов идут на шаг впе­рёд от­но­ситель­но об­ря­довых дей­ствий лю­дей: всё ин­форма­ци­он­ное на­пол­не­ние бу­ду-щей ре­аль­нос­ти ма­ги вер­ши­ли на пре­дыду­щем эта­пе, в Им­болк. Толь­ко это «прог­рамми­рова­ние ре­аль­нос­ти» ма­ги ста­рого вре­мени ни­ког­да не тво­рили, ис­хо­дя из сво­их мел­ких че­лове­чес­ких страс­тей, стра­хов и на­дежд — это­го в соз­на­нии то­го, кто пер­вый встре­ча­ет гос­тей из меж­мирья, уже нет. Ин­форма­ция бу­дуще­го идёт от бо­гов-ус­тро­ите-лей ре­аль­нос­ти, и ма­ги, вол­хвы, дру­иды про­пус­ка­ли это зна­ние че­рез своё пус­тое соз­на­ние, ос­во­бож­дённое за­ранее от все­го че­лове­чес­ко­го, пе­реда­вая его ми­ру в не­из­ме­нён­ной фор­ме — че­рез ды­хание, че­рез си­лу Вет­ра и че­рез Сло­во тай­ное, на Ве­тер ска­зан­ное. Эта ин­форма­ция приш­ла с вет­ра­ми Им­болка и выш­ла на во­ды Ос­та­ры. В соз­на­нии ма­га ос­та­лось лишь чис­тое зна­ние — пред­ви­дение бу­дуще­го. Он ни­чего не ута­ил, от­да­вая Во­де зна­ние Вет­ров, но и ни­чего не до­бавил от се­бя.

Лю­ди, в от­ли­чие от ма­гов, жре­цов, вол­хвов и дру­идов, име­ют пра­во ду­мать не обо всём че­лове­чес­тве, а толь­ко о се­бе. Они пов­то­ря­ют на Ос­та­ру шаг, ко­торый ма­гами сде­лан на Им­болк: бе­рут яй­цо и, рас­пи­сывая его древ­ни­ми сим­во­лами пра­язы­ка, до­пол­ня­ют об­щую прог­рамму ре­аль­нос­ти сво­ими лич­ны­ми че­лове­чес­ки­ми за­дача­ми. Уже не сло­вом, как ма­ги, но отоб­ра­жени­ем это­го сло­ва. В этот мо­мент де­ло вол­хва и дру­ида — впи­сать эти за­дачи в то, что не­из­менно дол­жно быть, и сде­лать так, что­бы же­лания лю­дей сбы­лись, на их воп­ло­щение обя­затель­но хва­тило бы сил и вре­мени, а са­ми же­лания лю­дей сов­па­дали со Сло­вом, ко­торое при­нес­ли Вет­ры из ми­ра бо­гов. Но слож­ные ма­терии ма­гичес­ких по­токов ма­ло за­нима­ли прос­тые сер­дца жи­вущих. Сле­дуя за сво­им жре­цом, лю­ди пе­рево­дили глу­бокий сим­во­лизм со­вер­ша­емых дей­ствий в плос­кость по­нят­но­го для се­бя вос­при­ятия. Так ста­нови­лась бо­лее оче­вид­ной связь про­ис­хо­див­ше­го с ни­ми и с Зем­лёй, так они хоть нем­но­го приб­ли­жались к сво­им бо­гам, хо­тя в дей­стви­тель­нос­ти прос­то уп­ро­щали их, фик­си­руя в ми­лой сер­дцу че­лове­чес­кой фор­ме. В про­буж­да­ющей­ся вес­не, в воз­буждён­ной си­ле Во­ды они ви­дели за-рож­да­ющу­юся лю­бовь юной бо­гини Зем­ли и юно­го бо­га Ле­сов, Кер­ну­носа, мо­лодо­го ещё Ве­леса, Зе­лёно­го че­ло-ве­ка, Ро­гато­го бо­га. Яй­цо, как бу­дущий плод та­кой люб­ви, оз­на­чало сы­на, но­вого мо­лодо­го хо­зя­ина бу­дуще­го, ко­торый обя­затель­но ро­дит­ся у бо­гини, — юный бог бы­лого и гря­дуще­го.

Чис­тое соз­на­ние де­тей Ма­тери-Зем­ли не ве­дало пош­лости и ни­ког­да не вос­при­нима­ло ес­тес­твен­ное ды­хание при­роды как что-то мер­зкое и гре­хов­ное. Это ви­дение про­сыпа­ющей­ся ото сна юной бо­гини ста­ло прес­тупным мно­го поз­же в гла­зах тех стран­ных су­ществ, ко­торые вос­при­нима­ли как ос­кор­бле­ние то, что при­рода жи­вёт по сво­им сти­хий­ным за­конам, не спра­шивая раз­ре­шения на это их не ме­нее стран­но­го бо­га-из-пус­ты­ни. Ос­та­ра — это гимн сво­боде и жиз­ни. Это по­чита­ние си­лы, ко­торой ода­рила каж­до­го жи­вого Мать-При­рода, и эта си­ла ни­ког­да не под­чи­нит­ся ничь­им зап­ре­там. Сла­вяне в этот день ра­дова­лись при­лёту птиц. Счи­талось, что в этот день до­мой воз­вра­ща­ет­ся их 40 ви­дов и пер­вым при­лета­ет жа­воро­нок. По­это­му так и на­зывал­ся в на­роде этот праз­дник — Жа­ворон­ки. Лю­ди зна­ли, что пти­цы, чья сти­хия — не­бо, зна­ют на­перёд бу­дущее и ес­ли они воз­вра­ща­ют­ся на свою зем­лю, зна­чит, здесь, на этой зем­ле, ни­чего пло­хого не слу­чит­ся.

Отрывок из книги  Меньшиковой К.Е. «Здоровье через Силу Стихий».